Оглавление:
Проблема приватизации служебного жилья не теряет своей актуальности, ведь немало людей проживает в служебных жилых помещениях и не имеет возможности их приватизировать (или не знает, как это сделать).
Конечно, количество служебных квартир сегодня намного меньше, чем 20 лет назад, но этот вопрос еще волнует многих, в частности тех, кто уже обращался к властям по вопросу приватизации своего жилья и получил стандартный отказ: служебные жилые объекты приватизации не подлежат. А как на самом деле?
Служебное жилье: приватизация с оговоркой
Служебным считается жилье, предназначенное для заселения жильцами, которые по характеру трудовых отношений должны находиться недалеко от своего предприятия или учреждения.
Служебные жилые помещения предназначены для работников жилищно-коммунального хозяйства, аварийно-спасательных служб, работников рыболовецкого и лесного хозяйства, сотрудников таможенных и налоговых органов и т.п..
Перечень конкретных должностей для выделения служебного жилья и порядок их использования установлен еще постановлением Совета Министров СССР.
Законодательством установлено, что дома, квартиры, комнаты, признанные в установленном порядке служебными, приватизации не подлежат.
Это условие направлено на то, чтобы жильцы служебных квартир не злоупотребляли правом на приватизацию, ведь предоставление такого жилья не связано с проблемой улучшения жилищных условий, а связано лишь с интересами предприятия (учреждения). Если бы каждый мог приватизировать служебное жилье, оно бы скоро совсем исчезло.
Но ситуация, когда такая мера является еще и способом соцобеспечения граждан, не имеющих своей жилплощади или имеющих недостаточное количество квадратных метров, также не исключена. Как же быть человеку, много лет отработавшему на предприятии и другого жилья на данный момент не имеющему?
Шанс получить служебное жилье в частную собственность есть, но приватизировать его можно только в том случае, если с квартиры снимают статус служебной. Тогда она переводится в категорию государственного (муниципального) жилфонда. По закону служебное жилье исключается из такой категории по заявлению предприятия, предоставившего жильцу такое жилье.
Такой принцип сработает в том случае, если собственник жилья захочет исключить его из служебного фонда. Естественно, что в большинстве случаев предприятие или учреждение в приватизации не заинтересовано, имея полное право отказать сотруднику без комментариев.
Требовать изменения статуса квартиры у проживающих в служебных квартирах нет, и единственный выход получить его в таком случае – это обращение в суд.
Подается иск на имя собственника с просьбой подать ходатайство об исключении квартиры из числа служебных и к местным властям требование принять такое решение. Но обосновать иск и добиться положительного решения не так и просто.
Но, несмотря на многочисленную практику отказа судов, есть и положительные примеры. Чаще всего они касаются военных, которым законом установлено право получения постоянного жилья , в частности, путем исключения жилья из числа служебного.
В законе РФ «О приватизации» сказано, что служебные квартиры приватизации не подлежат, но в абзаце 2 ст. 4 есть уточнение по поводу того, что владельцы жилищного фонда, а также органы – их представители или предприятия и учреждения, за которыми числится служебный жилой фонд, могут решать вопрос с приватизацией служебных жилых помещений.
Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда?
Практика московских судов
В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».
Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. обращаются с иском в суд к департаменту и жилищному фонду Москвы, а также ОАО «Теплосеть», где просят признать в рамках приватизации право общей долевой собственности, по ½ доли за каждым, на квартиру.
Верховным Судом РФ в одном таком деле давался четкий комментарий о том, что запрет на приватизацию служебного жилья, установленный законодательством, может быть действительным, когда квартира зарегистрирована как служебное жилое помещение в органах госрегистрации прав на недвижимость. В остальных случаях жильцы служебных квартир могут использовать свое право изменение статуса жилья.
Точку в этой проблеме поставил Конституционный Суд, подтвердивший право владельцев жилого фонда самостоятельно принимать решение о возможности приватизации служебных квартир.
Возможности приватизации
Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.
- Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
- Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось . Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию .
- Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.
Когда жилье в муниципальной собственности
Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.
И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.
Итак, служебные квартиры, которые принадлежали госпредприятиям, а теперь переданы в собственность органов самоуправления, можно приватизировать, как категорию жилья, предоставленную по договору социального найма.
Такая же позиция и у Верховного суда РФ, по аналогичному пути приватизации служебного жилья идет и судебная практика.
Что делать, с чего начать
Заключение о возможности приватизации квартир выдает департамент имущественных отношений администрации. К заявлению надо приложить минимальный перечень копий документов:
- лицевого счета;
- выписки из реестра муниципального имущества (предварительно запросить в том же департаменте);
- паспорта;
- техпаспорта на квартиру.
Обращаться надо в департамент с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилья. При положительном решении вопроса в департаменте, жилье приватизируется в общем порядке, если получен отрицательный ответ, то признавать право собственности на занимаемую квартиру придется в суде.
Еще один вариант. Если служебную квартиру не передали в муниципальную собственность, надо проверять законность присвоения статуса служебного жилья – сам по себе штамп в ордере еще ничего не значит.
Во-первых, решение включить квартиру в категорию служебных принимается в установленном порядке уполномоченным органом, который осуществляет управление жилищным фондом. Согласно Жилищному кодексу, который действовал ранее, это были решения исполнительных комитетов районного или городского Совета народных депутатов.
Во-вторых, решение об отнесении квартиры к служебным возможно принимать только в период, пока квартира жильцам не предоставлена.
В-третьих, после принятия решения о включении жилплощади в категорию служебных, данная квартира регистрируется как служебная в органах госрегистрации недвижимости.
Как защитить свои права на служебное жилье. Приватизация служебного жилья
Получить бесплатное жилье могут те граждане, которые не имеют собственных квадратных метров и не могут решить этот вопрос самостоятельно. Жилплощадь может выдаваться местными органами власти или работодателем.
На первый взгляд, особого различия для заселенных граждан нет, но на самом деле разница значительная.
Муниципальная собственность выдается для бессрочного пользования, а служебная только на время выполнения трудовых обязанностей.
В соответствии с Законом о приватизации переводить служебное жилье в личную собственность нельзя, так как она не принадлежит ни государству, ни муниципальным властям.
Однако существует немало нюансов, которые позволят приватизировать жилое помещение, даже если оно носит статус служебного.
Нормативное регулирование
Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:
- Процедура производится бесплатно.
- Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
- Приватизировать жилплощадь можно единожды.
Долгие годы Закон имел конечные сроки реализации, что ограничивало возможности использования права на приватизацию. Но в феврале 2021 года это ограничение было снято, чтобы не ущемлять интересы тех граждан, которые не успели воспользоваться своим правом.
Законодательные нормы, регулирующие процедуру приватизации, устанавливают некоторые ограничения. Согласно им нельзя приватизировать:
- Аварийные жилые объекты.
- Комнаты, расположенные в зданиях общежитий.
- Жилую площадь, которая располагается на территории закрытых военных городков.
- Служебное жилье.
Иные причины для отказа считаются необоснованными и подлежат оспариванию.
Приватизация служебной квартиры через суд
- Получить право на приватизацию ведомственной квартиры через суд — дело весьма проблематичное
- Не всегда администрация или ведомство дают согласие на приватизацию такого жилья.
- Когда поступает отказ в проведении этой процедуре можно попробовать обратиться в судебную инстанцию.
- Для этого нужно подать исковое заявление на одну из организаций:
- Работодателю, если он отказывается передать недвижимость в собственность муниципалитета.
- Муниципальной организации, с требованием провести процесс приватизации и заключить соответствующий договор.
Конечно, попробовать стоит решить вопрос в судебном порядке. Но шансов здесь практически нет. Так как заставить отдать свою собственность суд, вряд ли, посчитает правомерными такие действия.
- Для того, чтобы это произошло должны быть достаточно веские основания.
- Добиться перевода ведомственной квартиры в личное владение через судебную инстанцию, можно только, если жильё не оформлено надлежащим образом.
- Тут важно заранее узнать был ли официальные перевод жилища в служебную категорию и есть ли регистрация этого факта в Рос реестре.
Только в таком случае выйдет в судебном порядке получить недвижимость в личное владение. Кроме того, муниципалитет тоже не всегда торопится принимать положительное решение о возможности приватизации недвижимости.
Когда дело всё-таки доходит до суда, подать исковое заявление требуется в районную инстанцию, именно по месту нахождения жилья. В заявлении важно обозначить, что муниципалитет препятствует проведению процесса перевода в личное владение.
- В законодательстве нет положений, обязывающих владельцев служебного жилищного фонда изменять статус своей собственности
- Судья, при наличии веских оснований, принимает положительное решение о приватизации занимаемых площадей.
- Тем не менее, важно понимать, что ни одна судебная инстанция не может обязать хозяина недвижимости к заключению подобных договоров.
Это нарушает гражданские права. А законодательство не включает в себя положений разрешающих изменить статус жилища по желанию жильцов.
Следует понимать, что переводить в личное владение жильё, относящееся к ведомственному типу, невозможно, когда человек уже использовал подобное право.
Например, если раньше он жил в такой квартире по договору социального найма и приватизировал её. Устроившись на другую работу и получив ещё одну служебную квартиру, он перевести её в собственность уже не сможет. Это допустимо сделать только единожды.
Итак, ведомственное жильё — это недвижимость, предоставляемая для проживания работников. Служебные помещения допускается приватизировать. Но только как жилище по договору социального найма.
О типичных проблемах с ведомственным жильем — смотрим видео:
httpv://www.youtube.com/watch?v=5Yj7GB6—es
- Смотрите также Телефоны для консультации 24 Ноя 2021 Юлия Юрьевна 920
Как расслужебить квартиру? – «Гурьев и Партнеры»
Понятия «расслужебить квартиру» в российском законодательстве нет. Однако под данным термином обычно понимают процесс перевода жилой недвижимости из служебного найма в социальный с последующей приватизацией объекта.
Потребность в приватизации, как правило, возникает у военнослужащих, а также сотрудников предприятий любой сферы, которых временным жильём обеспечил работодатель.
Оформление таких объектов в собственность – процесс непростой, но реальный.
Приватизация служебного жилья: как расслужебить квартиру?
Чтобы разобраться в вопросе, начать нужно с анализа законодательства РФ. В Жилищном кодексе РФ и других законодательных актах не даётся расшифровка термину «служебное жилое помещение». ЖК РФ относит подобные объекты к «помещениям специализированного жилищного фонда», а ст.
93 ЖК РФ описывает их назначение.
В документе говорится о том, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам на основе трудовых отношений с органами власти различных уровней, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями.
Служебной может быть не любая недвижимость, а только жилые дома и отдельные квартиры (п. 1 ст. 104 ЖК РФ). Помещение предоставляется сотруднику в аренду на срок существования трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ. Как только трудовой контракт заканчивается, договор найма прекращает своё действие (п. 3 ст. 104 ЖК РФ).
За нанимателем закрепляется право расторгнуть договор найма служебного помещения в любое время. Также возможно прекращение действия договора по соглашению сторон. В то же время арендодатель не имеет права аннулировать контракт в одностороннем порядке. Расторгнуть договор он может только в суде и в случаях, установленных законом (например, при нарушении условий содержания жилья нанимателем).
Таким образом, сотрудник и члены его семьи должны покинуть служебную квартиру, как только истёк срок трудового договора. При этом на наймодателя не возложена обязанность предоставлять арендатору альтернативное жильё.
Однако некоторые категории граждан являются исключением (п. 2 ст. 103 ЖК РФ):
- члены семьи погибшего при исполнении должностных обязанностей нанимателя;
- пенсионеры по старости;
- инвалиды I и II групп, потерявшие здоровье при исполнении трудовых обязанностей;
- сотрудники ФСБ и МВД.
Данная группа лиц не может быть выселена из служебного жилья.
Что касается вопроса приватизации служебного жилья, то в законодательстве всё прописано однозначно. Закон «О приватизации» (N 1541-1-ФЗ от 04.07.1991) гласит, что служебную жилую площадь нельзя приватизировать. Сотрудник органа или предприятия, а также члены его семьи пользуются имуществом временно.
Служебная недвижимость в данном случае принадлежит управляющему органу на праве собственности. В соответствии с ГК РФ собственник имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом по собственному усмотрению.
Однако приватизация служебного жилья возможна через его перевод из собственности государственного предприятия в муниципальную собственность.
При передаче таких помещений в ведение муниципалитета меняется их статус. Из служебных квартиры переквалифицируются в социальные.
С этого момента к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, меняются и права нанимателей. Граждане, арендующие квартиры, получают возможность оформить их в собственность. Процедура осуществляется на основании ст. 2 № 1541-1-ФЗ («О приватизации»). Лица, проживающие в таком жилье, имеют право приобрести его в порядке приватизации, которая подразумевает бесплатную передачу в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений.
Итак, чтобы расслужебить казённую квартиру, необходимо арендовать жильё на условиях социального найма и оформить права на него в рамках процедуры приватизации.
Существует несколько способов трансформировать служебный найм в социальный.
- Способ 1. Согласовать процедуру с организацией-собственником жилья.
В данном случае руководство предприятия самостоятельно обращается в муниципалитет с просьбой взять помещение на баланс в администрацию города.
Что требуется от нанимателя:
- направить организации-собственнику обращение с просьбой исключить жилой объект из служебного жилищного фонда;
- дождаться ответа;
- если у работодателя нет возражений, он приступает к активным действиям;
- предприятие подаёт соответствующее заявление в муниципалитет;
- после вынесения положительного решения администрацией можно приступать к приватизации.
Важный нюанс – каждый гражданин РФ может воспользоваться правом приватизации единожды. Если оно уже было использовано ранее в отношении других объектов, оформить собственность можно на детей или других родственников. Если право приватизации было израсходовано в несовершеннолетнем возрасте, при достижении 18 лет оно возвращается.
- Способ 2. Отслеживать статус жилья самостоятельно.
Существуют внешние причины перехода жилищного фонда предприятия в муниципальную собственность. Задача нанимателя – отследить статус квартиры и своевременно решить формальный вопрос о переводе объекта из статуса ведомственного в статус социальный.
Расслужебить жилье военнослужащему: законодательство
Законодательство РФ предусматривает обеспечение жильём всех лиц, исполняющих воинскую службу. Согласно ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», им гарантировано решение жилищного вопроса через выделение денежных средств на покупку/строительство жилого объекта или через предоставление жилых помещений во временное пользование за счёт средств федерального бюджета.
Более того, данный закон допускает возможность расслужебить квартиры военнослужащим при соблюдении следующих условий:
- граждане должны быть признаны нуждающимися в жилье на основаниях, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ;
- общий срок военной службы должен составлять 20 лет и более;
- при увольнении по состоянию здоровья или по достижении предельного возраста пребывания на службе, минимальная продолжительность исполнения обязанностей – 10 лет.
В перечисленных случаях власти предоставляют военным жильё. Оно передаётся в собственность бесплатно или через договор социального найма.
Более того, Постановление Правительства РФ № 451 наделяет военнослужащих ещё одним специальным правом – на получение жилья при увольнении во внеочередном порядке.
Таким образом, приватизация служебного жилья, находящегося во временном пользовании у военнослужащих, возможна. Однако оформляемый в собственность объект должен соответствовать определённым требованиям:
- жилая площадь отвечает нормам, установленным ст. 15.1 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
- объект не располагается на территории ЗАТО;
- в Минобороны РФ отсутствуют жилые помещения, которые могут быть переданы военному и его семье в порядке очерёдности в рамках обеспечения жильём нуждающихся лиц.
Если все озвученные условия выполнены, то можно переходить непосредственно к процессу приватизации. Для начала потребуется изменить статус помещения, переведя его из специализированного служебного объекта в муниципальную собственность.
Для этого нужно:
- Обратиться к собственнику помещения с требованием поменять статус объекта.
В данном случае речь идёт о Министерстве обороны. Обращаться можно к командиру воинской части, составив рапорт. Специально утверждённой формы рапорта нет.
В тексте чётко излагают свои требования, подкрепляя их ссылками на законодательство и прикладывая подтверждающие документы. При отказе Минобороны конфликт урегулируют через суд.
Там можно обжаловать решение ведомства. На обжалование истцу выделяется 3 месяца.
После того как жильё получило муниципальный статус и был заключён договор о социальном найме с муниципалитетом, можно приступать к приватизации квартиры.
Можно ли приватизировать служебную квартиру?
Итак, мы рассмотрели основные вопросы относительно того, как можно расслужебить жилые объекты. Ключевым в данном случае является этап перевода квартиры из помещения специализированного жилищного фонда в объект муниципальной собственности с оформлением договора социального найма.
Ранее мы описали один из способов – через снятие с квартиры служебного статуса. Сейчас мы предлагаем рассмотреть ещё пару вариантов приватизации служебных жилых объектов.
- Заключение договора с собственником объекта.
Далеко не все предприятия готовы разрешить приватизацию служебных помещений. Однако всё зависит от профиля организации и её целей. Например, некоторые компании ориентированы на привлечение высококвалифицированных кадров, а также специалистов узкого профиля. Для успешного рекрутинга там запускают специальные программы, в том числе жилищные с возможностью приватизации служебного жилья.
Если руководство компании допускает приватизацию, сотруднику необходимо выполнить несколько условий: проработать на предприятии не менеe 10 лет, использовать жилой объект на протяжении всей трудовой деятельности. Если все требования удовлетворены, организация заключает с сотрудником договор о передаче объекта в собственность физического лица.
После этого можно переходить непосредственно к приватизации объекта. Понадобятся следующие документы:
- договор с собственником;
- выписка из домовых книг со всеми адресами вашего проживания;
- кадастровый паспорт объекта;
- документы всех проживающих в квартире;
- выписка из ЕГРН на помещение.
Собранный пакет документов передают на регистрацию. Обращаться необходимо в отдел приватизации. В Москве такие кабинеты расположены в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда РФ. Регистрация длится от 1 до 2 месяцев. По окончании данного срока вам выдадут свидетельство о собственности.
Если договориться с собственником об изменении статуса жилья и его исключении из служебного жилищного фонда не удалось, единственным решением остаётся обращение в суд.
Истец подаёт заявление в суд на имя работодателя. Предмет иска – обязать ответчика направить в местную администрацию заявление об исключении жилого объекта из перечня служебных. Истцу необходимо доказать в суде свою правоту, привести веские доводы.
Также на заседании необходимо продемонстрировать, что досудебными мерами урегулировать конфликт не удалась. Для этого нанимателю требуется обратиться с заявлением в орган, который распоряжается служебными объектами.
Представитель ведомства должен дать ответ в письменном виде с формулировкой, что в приватизации отказано и она возможна только через суд.
Актуальная судебная практика при этом показывает, что судебные органы чаще всего настроены на отказ в удовлетворении иска нанимателя. В данном контексте очень важно привлечь к процессу компетентного адвоката с накопленным опытом решения подобных споров.
Заключение
Юридическая компания «Гурьев и Партнёры» оказывает комплексное сопровождение на всех этапах урегулирования подобных споров. За плечами адвокатов – многолетняя правовая практика и выигранные судебные процессы. Юристы проведут правовой анализ вашей ситуации, оценят перспективы дела, разработают стратегию активных действий.
Приватизация служебного жилья: миф или реальность?
ведущий юрисконсульт
Источник: журнал «Жилищное право»
Цены на недвижимость в нашей стране очень высокие, и далеко не каждый может позволить себе приобрести жилплощадь в собственность.
Многие стараются выйти из ситуации и берут кредиты, кто-то вступает в ипотечную программу, но у большей части населения не хватает средств даже на вступительный взнос.
Бюджетные организации идут навстречу населению и предоставляют своим сотрудникам служебные квартиры.
Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания.
С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре.
Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение.
Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя. Таким образом, приватизация служебной недвижимости является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить ее в собственность практически невозможно.
В Жилищном кодексе РФ не предусмотрено процедуры приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство РФ все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.
1.
В законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ, и соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Таким образом, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.
Однако положительное решение о приватизации — право, а не обязанность собственников помещений, и является скорее исключением, чем правилом.
2.
Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией МУП, ГУП либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений.
В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма.
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.
Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 41-КГ16-8
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. N 41-КГ16-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Горохова Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плешакова М.В. к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
по кассационной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Калуженской Т.В. на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Сахарчук С.З., Кикеевой Л.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Плешаков М.В.
обратился в суд с иском к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, ссылаясь на то, что в апреле 2004 года в период прохождения военной службы согласно ордеру на служебное жилое помещение ему и членам его семьи была предоставлена квартира, расположенная по адресу: .
Приказом от 25 ноября 2004 г. Плешаков М.В.
уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Военный городок N 8 в г. Морозовске, в котором находится спорная квартира, был исключен из перечня закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г.
N 1470-р, в связи с чем истец полагал, что имеет право приватизировать спорную квартиру, поскольку в собственности жилья не имеет, право на приватизацию им не использовано, члены его семьи от приватизации квартиры отказались.
Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г. иск удовлетворен.
В кассационной жалобе представителем Министерства обороны Российской Федерации Калуженской Т.В. поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 4 апреля 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
- Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представителем ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации заявлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
- Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены решения и апелляционного определения.
- В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
- Такие нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Плешакову М.В. на семью из четырех человек на основании ордера на служебное жилое помещение от 30 апреля 2004 г. N 867 была предоставлена квартира, расположенная по адресу: (л.д. 21).
Постановлением главы администрации г. Морозовска Ростовской области от 25 мая 2000 г. N 91 спорная квартира включена в число служебных квартир в закрытом военном городке г. Морозовска (л.д. 189).
Приказом от 25 ноября 2004 г. Плешаков М.В.
уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе), исключен из списков личного состава военной части с 7 апреля 2005 г. Общая продолжительность военной службы истца составляет в календарном исчислении 22 года (л.д. 39).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р военный городок N 8 в г. Морозовске исключен из числа закрытых военных городков.
Плешаков М.В.
ранее в приватизации не участвовал (л.д. 32).
Членами семьи истца: Плешаковой Е.П. (жена). Плешаковым С.М. (сын) и Витченко К.И. (теща) даны нотариально удостоверенные согласия о том, что они не возражают против приватизации истцом спорной квартиры (л.д. 72 — 74).
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что с 2005 года по настоящее время ответчиками требований о выселении Плешакова М.В.
и членов его семьи из спорной квартиры не предъявлялось, истец занимает жилое помещение фактически по договору социального найма, в приватизации не участвовал, а военный городок, в котором расположена спорная квартира, утратил статус закрытого военного городка.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно, со ссылкой на статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», указав, что при увольнении истец был обеспечен жилым помещением в виде спорной квартиры.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение приняты с существенным нарушением норм материального права, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.
N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии.
В общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу. Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
- Определяя статус спорного жилого помещения, суд пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение фактически на условиях социального найма.
- Между тем, данный вывод суда не основан на нормах закона.
- В соответствии со статьями 28 — 31, 33, 42, 44 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорной квартиры, основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда — совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Плешакову М.В. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.
Ордер на право занятия служебного жилого помещения в установленном законом порядке истцом не оспорен и в силу статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент выдачи ордера) подтверждает факт заключения договора найма служебного жилого помещения.
Спорная квартира включена в число служебных жилых помещений постановлением главы администрации г. Морозовска Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- Согласно подпункту «м» пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
- Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных уполномоченным органом не принималось.
- При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истец занимает спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеет в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Противоречит закону и вывод суда апелляционной инстанции о наличии у истца права на приватизацию квартиры на основании статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
- Согласно указанной норме Закона в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
- Как следует из материалов дела, истец был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года.
- Между тем, согласно пункту 6 статьи 15 указанного выше Закона, военнослужащие — граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
- С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение районного суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
- При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, определить характер правоотношений сторон и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
- Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Морозовского районного суда Ростовской области от 30 марта 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23 июля 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
——————————————————————